27 мая 2024 года

Развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии: железнодорожный проект Китай – Киргизия – Узбекистан

Развитие транспортной инфраструктуры в Центральной Азии: железнодорожный проект Китай – Киргизия – Узбекистан

Идея создания сухопутного мега-транспортного коридора на территории трех государств зародилась еще в 1990-х годах. Проект называли “Суэцким каналом” из-за аналогии с водным путем, соединяющим два моря. Главная идея – создание железнодорожного маршрута для перевозки грузов между ключевыми портами региона. Однако из-за сложной политической обстановки и разногласий между странами начать строительство так и не удалось.

 

Трассировка транспортных маршрутов, особенно важных для торговли и экономического развития, действительно представляла собой сложную задачу, требующую учета интересов различных стран и регионов. Предложение Китая по прокладке железнодорожного маршрута через территорию Кыргызстана в Узбекистана вызвало широкий интерес, так как обеспечивает новые возможности для торговли и экономического сотрудничества между странами Востока и Запада. Строительство такого маршрута может принести значительные экономические выгоды для участвующих стран, сократив время и затраты на доставку товаров. В то же время, важно найти компромиссное решение, которое учитывало бы интересы всех заинтересованных сторон и обеспечивало справедливое распределение выгод от проходящего через их территории пути.

 

Подписание меморандума о сотрудничестве состоялось в далеком 1997 году, но никакого движения по этому вопросу не было. Последующее заключение аналогичного соглашения инициировали в 2022 году. В конце 2022 года стало известно о завершении полевых исследований китайскими специалистами, и потом последовало открытие офиса координации ускоренного строительства железной дороги в Бишкеке. С этого момента начался конкретный этап работы по строительству транспортного маршрута Китай - Киргизия - Узбекистан. К середине 2023 года были завершены работы над технико-экономическим обоснованием проекта.

Подготовка и реализация такого крупного транспортного проекта, как строительство железнодорожной линии с учетом разных ширин колеи (1435 мм против 1520 мм), потребовало серьезного планирования и усилий со стороны всех участников. Китай настаивал на своей колее, но Узбекистану и Кыргызстану удалось переубедить партнера и для этой железной дороги была утверждена колея 1520 мм. Поэтому в плане появилась необходимость создания ещё и специальных пунктов для замены колесных пар.

 

Протяженность всей стальной магистрали - 450 км, предполагалось, что путь в 280 км пройдет по территории Киргизии. И для этого также понадобится построить десятки искусственных сооружений, включая и тоннели, на которые приходится 57 км.

В мае этого года было опубликовано заявление президента Кыргызстана Садыра Жапарова о начале строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, старт назначали на октябрь 2024 года.

«Когда железная дорога будет построена, мы сможем выйти в мир. Это будет наш собственный путь», - заявил президент.

 

По словам президента, протяженность железной дороги через территорию Кыргызстана составит 311 км, а планируемая стоимость строительства оценивается в 4,7 млрд долларов. Создание собственного транспортного маршрута позволит Кыргызстану увеличить транзитный потенциал.

 

Планы использования железной дороги для транзита товаров из Китая в страны Ближнего Востока открывают новые возможности для расширения торговых связей и развития международного сотрудничества. Этот проект позволит снизить зависимость от существующих транзитных маршрутов через Казахстан и сделает торговлю более эффективной и устойчивой.

 

Навигация новостей

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц

Новости за год

Поиск в новостях