197341, г. Санкт-Петербург, +7(812) 331-90-93 |
Услуги | Новости | Альбом вагонов | Норм. акты | Информация | Партнеры | Вакансии | Контакты |
02 января 2022 года
На прошедшем в начале декабря заседании правительства была утверждена программа финансирования и инвестиций РЖД на последующие 3 года. Основные инвестиции пойдут на расширение Восточного коридора, в частности, необходимо увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба. Также существует потребность в реализации проекта по Северному широтному ходу, который нужен для развития транспортной инфраструктуры в Арктике. И для модернизации ж/д сообщения центрального транспортного узла также необходимы финансовые вливания. Для всего этого, и не только, затраты РЖД, согласно новой финансовой программе, возрастут в 2022 году до 1,02 триллионов рублей, в 2023 году до 1,14 триллионов рублей, а в 2024 году до 1,1 триллионов рублей.
От обсуждаемого ранее перехода к индексации тарифов в соответствии с индексом ценового давления, отказались. В следствии роста инвестпрограммы необходима индексация тарифов на грузоперевозки сверх инфляции : в 2022 году запланировано на 6,8%, в 2023 году на 6,6%, в 2024 году на 6,1%.
Увеличение тарифов РЖД, если рассматривать в разрезе экономической составляющей, необходимо, так как это позволит исключить дефицит инвестпрограммы РЖД, при увеличении стоимости стройматериалов, металла и топлива.
Рекомендуемая индексация тарифов будет единоразовой, и она уже отражает возросшую стоимость основных грузов, транспортируемых по железной дороге. Эта индексация хотя бы немного уменьшит возросшие доходы грузоотправителей. ИПЕМ опубликовал статистику по транспортной составляющей за услуги РЖД. В ней рассматривается октябрь 2020 года с соответствующим месяцем 2021 года, например, цены по углю снизились до 10,04 % с 30,2 % в 2020 году, удобрения до 3,4% с 7,1%, черные металлы до 6,1% с 8,2%, зерно до 5,2% с 6,1%. Спад связан с увеличением стоимости этих грузов. Если рассматривать уменьшение транспортной составляющей, то на неё повлияло увеличение стоимости металла, которое повлекло за собой увеличение стоимости многих строительных грузов. В свою очередь, РЖД привела цифры за период январь – ноябрь 2021 года, в них видно, что доля погрузки угля составила 29 процентов
от общей величины погрузки, удобрений – 5 процентов, черных металлов и лома - 7 процентов, зерновых грузов – 2 процента, строительных грузов – 10 процентов. То есть, в 2021 году транспортная составляющая в ценах грузов стала меньше, поэтому увеличенная индексация, по сути, только слегка компенсирует это падение.
Данная индексация тарифов может негативно повлиять на грузовладельцев, стоимость товаров которых не возросло в 2021 году, даже с учётом перевозки по железной дороге. Не выросла стоимость лишь по отдельным специфическим массовым строительным грузам, где основными являются закупки по госконтрактам, к ним можно отнести песок и щебень, стоимость практически всех остальных грузов возросла.
Чтобы не допустить стандартную схему у грузовладельцев : "Выросли тарифы РЖД – нужно поднять цены и на перевозимые грузы", необходимо тщательно контролировать повышение цен на товары, в частности, этим должно заниматься ФАС.