26 апреля 2022 года

Вслед за шведской SKF, российский рынок покидает американская компания Amsted Rail

Вслед за шведской SKF, российский рынок покидает американская компания Amsted Rail

Компании - производители подшипников для инновационных вагонов приняли решение прекратить свою деятельность в России. Вследствие этого вагоностроительным предприятиям необходимо пересмотреть свои торговые связи.

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин прокомментировал данную ситуацию: «Встаёт вопрос о производственных показателях вагоностроителей. А также о плановых и неплановых ремонтах вагонов на сети, если это будет касаться буксовых узлов. В любом случае, эта новость сейчас формирует кейс на то, чтобы, пока ситуация не стала совсем критической, найти замену данным партнёрам. Привлекая, к примеру, Китай или ещё кого-то из производителей. В то же время, отрабатывая схемы параллельного импорта и выстраивая те процессы, которые позволят в первую очередь обеспечить безопасность движения поездов на сети»

Вагоностроители и операторы предполагали, что введенные санкции повлекут за собой отказ от сотрудничества, и поэтому выпуск и ремонт инновационных вагонов приостановится. Инновационные вагоны занимают нишу в 27% от всего парка полувагонов, и в некоторых депо уже стоят и ждут планового ремонта несколько тысяч инновационных вагонов. Эти вагоны не могут выпустить из текущего планового ремонта в связи с отсутствием кассетных подшипников. Денис Семёнкин, заместитель председателя НП «Операторы железнодорожного подвижного состава» высказал свое мнение по поводу этого вопроса: «Проблема такая существует, это я точно знаю. Как вагоностроители будут выходить из этой ситуации? Объективно — никак! Просто эти вагоны отправят в отстой и начнут разбирать тот подвижной состав, который можно использовать как донора для того, чтобы поставить кассетный подшипник. Единственный способ исправить ситуацию — это как-то политически, дипломатически давить на ушедшие компании, чтобы в краткосрочной, среднесрочной перспективе нам разрешили поставлять детали в страну. Либо потерпеть и создать своё производство подшипников. Недружественные действия были совершены, и в теории можно наплевать на авторские права. Взять деталь, разобрать, скопировать. Так как пока получается, что объявлена война российскому вагоностроению и операторам».

Совещание, проведенное Росжелдором, затронуло вопросы, связанные с поиском других вариантов поставок комплектующих, а также возможность увеличения срока использования подшипников и колесных пар, укомплектованных ими. Также обсуждался ввод более простых схем постановки на производство и сертификации этих комплектующих.

Павел Иванкин полагает, что данную проблему можно решить, наладив работу с производителями из Азии. По данному вопросу он сказал: «В ближайшее время мы увидим, кто может заменить тех игроков, которые покинули Россию. Понятно, что ниша пустой не будет, в любом случае на «поляну» придут, не исключено, что отечественные компании. Но ближайшие месяц-два будут критичными для рынка в плане того, что пока чёткого понимания, кто придёт и с каким объёмом подшипников, нет. Это связано с тем, что нередки случаи, когда качество китайской продукции подводило. Но при этом надо признавать, что они могут делать и хорошую продукцию. Плюс у них может быть достаточно мощностей для того, чтобы заместить западных производителей и в принципе завоевать российский рынок в этой части. Надёжность — это вопрос испытаний, сертификации. Если проблемы в этой части будут ликвидированы, я думаю, претензии или какие-то негативные ожидания будут лишними».

А вот зам. генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук считает, что положительный результат по замещению целиком  зависит от того, как поведут себя партнеры из Азии.

«Ситуация с обеспечением подшипниками для выпуска новых инновационных вагонов и ремонта имеющегося парка, по сообщениям производителей и ремонтных компаний, достаточно серьёзна. Запас подшипников для инновационных вагонов есть примерно до мая 2022 года, т.е. на 1 – 1,5 месяца. Учитывая нестандартность ситуации и необходимость использования инновационных вагонов для вывоза грузов российской промышленности, наиболее логичными выглядят несколько действий. Продлить сроки и пробеги эксплуатации подшипников под инновационными вагонами, находящихся в эксплуатации. При этом необходимо обеспечить повышенное внимание к таким подшипникам при осмотре вагонов при приёмке к перевозке и осмотре вагонов в пути следования. Возможно, придётся сократить гарантийные плечи безосмотрового пробега таких вагонов менее 6000 тыс. км. Целесообразно доработать программное обеспечение в системах РЖД, чтобы информация по таким вагонам своевременно поступала к осмоторщикам подвижного состава», - сказал Савчук.

Также он считает, что эти действия позволят увеличить срок эксплуатации подшипников и как следствие инновационные вагоны останутся в рабочем состоянии. Но для этого нужно как можно быстрее решить задачи, связанные с ремонтной документацией.

«Для обеспечения программы выпуска инновационных вагонов в Российской Федерации необходимо активизировать переговоры с зарубежными партнёрами, прежде всего из стран Азии, о поставках готовых подшипников и комплектующих для их производства на российских предприятиях. Правительство поставило ему задачи поддержки импорта для обеспечения производства на российских предприятиях, с определённым финансовым обеспечением выполнения таких задач. Высокое представительство переговорщиков со стороны России будет способствовать лучшим условиям поставок», - комментирует заместитель руководителя ИПЕМ.

Из сложившейся ситуации можно выйти, временно переориентировав производство инновационных вагонов. Можно поставить их на обычную тележку, запчасти для которой полностью производятся в России.

В заключение Савчук добавил, что при невозможности замены или ремонта подшипников инновационные вагоны будут отставляться от эксплуатации, а перевозки грузов будут выполняться в оставшемся парке вагонов. При этом до конца 2022 года серьёзного дефицита парка это не вызовет. Кроме того, при потенциальном улучшении организации перевозок и сокращении оборота вагона будет высвобождаться избыточный парк, компенсируя сокращение парка инновационных вагонов, отставленных от перевозок по причине дефицита запасных частей.

 

Навигация новостей

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц

Новости за год

Поиск в новостях